Особенные дети – это, в первую очередь, дети. А потому в процессе развития им свойственны те же феномены, что и другим. Например, негативизм. Однако у особенных детей существует риск перехода от «обычного протеста» к «опасным ситуациям» в настоящем или будущем. Поэтому негативизм особенных детей предъявляет взрослым более жесткие требования к управлению собственным поведением. Что нужно знать о правилах взрослого поведения при детском негативизме? Что включает в себя профилактика негативизма? Как бороться с негативизмом, а точнее – как предупредить или преодолеть негативизм ребенка?Тезисные ответы для всех, а особенно для взрослых, имеющих дело с негативизмом особенных детей.

Как реагировать на проявления активного негативизма ребенком
• Не пытайтесь спорить. Это только усилит сопротивление ребенка.
• Не отвечайте «тем же». Это только поддержит негативную реакцию. Если ребенок кричит, не повышайте голос. Говорите тише. Если пытается причинить боль себе или другому (ударить, ущипнуть, толкнуть), не применяйте физических наказаний. Остановите порыв ребенка, уверенно перехватив его руку и спокойно сказав: «Бить нельзя – можно ... (то-то)».
• Помните, что вы взрослый, адекватно мыслящий и действующий человек.
• Используйте три эффективных метода оперативного реагирования.
1) Демонстрируйте обратную «гипертрофированную» реакцию. Она способна прекратить нежелательное поведение. Например: шепот или тихий голос способен унять крик; невозмутимое спокойствие – снять раздражение; строгий взгляд – остановить безудержное радостное возбуждение; плавные движения – снизить порывистость и т.д.
2) Отвлекайте ребенка интересным объектом, темой, эффективным действием.
3) Хвалите и подбадривайте ребенка за малейшие действия в нужном направлении.
• Если поведение ребенка вызывает у вас сильное раздражение, избегайте проявления своей импульсивной негативной реакции. Чувствуя, что не можете совладать с собой, остановитесь (замрите, отойдите или выйдите). Успокойтесь и вернитесь к взаимодействию с ребенком.
• Если намерены выразить порицание, помните следующее. Делать это надо сразу после нежелательного поступка, формулируя мысль кратко и понятно, подчеркивая, что любите ребенка. Пример: «... (сделав то-то), ты поступил плохо и этим очень меня расстроил. Я тебя очень люблю и надеюсь, что в следующий раз ты ... (поступишь так-то)».
Профилактика негативизма и прочих эмоциональных и поведенческих расстройств
• Не подавляйте и не запугивайте ребенка.
• Поддерживайте спокойную, доброжелательную обстановку.
• Стимулируйте и организовывайте активность ребенка.
• Хвалите ребенка чаще — за любой удачный шаг, за любую (даже маленькую) победу.
• Предлагайте, но не навязывайте. А если уж решили сделать что-то против воли ребенка, то делайте это предельно спокойно, терпеливо, доброжелательно и до конца.
• Разрешайте ребенку говорить «нет». При этом учите аргументировать (пояснять) свой отказ, предлагать альтернативы (другие варианты) и договариваться (выбирать и выполнять одно, приемлемое для всех, решение).
• Проверяйте, не слишком ли часто ребенок слышит «нельзя». Убирайте лишние запреты, а оставшиеся предъявляйте в виде правил, где фигурирует слово «можно». Например: «На обоях рисовать нельзя, а в альбоме можно», «Отбирать нельзя, можно попросить».
Приемы предупреждения и преодоления негативных поведенческих реакций
1. Смена видов деятельности и дозированная эмоциональная подзарядка. Это самый простой прием, позволяющий предупредить негативизм, как реакцию на внутреннее напряжение, усталость или пресыщение ребенка каким-либо занятием. Так, например, устную речь периодически можно обогащать или заменять яркими жестами и/или мимическими выражениями. Умственные занятия желательно перемежать двигательными, а пассивные — активными (например, можно помочь ребенку начать действие, а продолжить или закончить его предложить самостоятельно). Похвалу можно произносить то шепотом, то громко и с аплодисментами. Выполнять разные задания бывает полезно в разных положениях тела или с переходом на разные места. Подобные приемы создают эффект новизны, помогая ребенку сохранять интерес, включенность и работоспособность в процессе выполнения даже одного единственного задания.
2. Предвосхищение нежелательных действий. Используется во время выполнения какого-нибудь задания. По внешним признакам (учащение дыхания, раскачивание и т.д.) улавливается подготовка ребенка к нежелательному действию. Предупреждая его, взрослый сам предлагает выполнить ребенку подобное действие. Например: «Посиди, отдохни!» или «Побегай немножко!». Повинуясь неконтролируемому импульсу, ребенок реализует свою готовность, одновременно выполняя инструкцию взрослого. Взрослый может подключиться к действию – присесть или пробежать рядом с ребенком После вынужденной паузы важно вместе вернуться к выполнению задания.
3. Предъявление двух стимулов разной значимости. В качестве таких стимулов может выступать что угодно – от двух людей до двух игрушек или видов еды. Первым стимулом выбирается тот, в отношении которого ребенок, скорее всего, откажется действовать. Цель его включения – подготовка ребенка к нужному действию. Вторым стимулом выступает тот, по отношению к которому ребенок, скорее всего, более охотно выполнит подобное действие. Пример: сначала предлагается «поешь кашу» (которую ребенок не любит), затем предлагается «поешь суп» (который ребенок иногда ест). Или: сначала предлагается дать какой-то предмет малознакомому человеку, затем предлагается тот же предмет дать близкому или хорошо знакомому для ребенка человеку.
4. Использование внешнего импульса. Ребенку сообщается, что нужно сделать. Следом в поле зрения вводится привлекательный предмет, игрушка или картинка. Внимание ребенка отвлекается и взрослый подталкивает руку ребенка в нужном направлении, передавая внешний импульс к началу, продолжению или завершению необходимых действий. Прием используется в целях профилактики негативизма, когда ребенок не проявляет интереса к выполнению инструкции или задания.
5. Отвлечение другим занятием. Дается короткая инструкция, что следует сделать. Слова можно подкрепить жестом или небольшой помощью. После этого внимание ребенка отвлекается чем-то другим. Например, сбор игрушек сопровождается чтением стихов вслух, комментированием происходящего на улице и т.п. Ребенок отвлекается, выполняя задание «между делом». Чем больше он втягивается в выполнение нужных действий, тем смелее можно подбадривать или поправлять его. В завершении следует подчеркнуть позитивное значение достигнутого им результата. Пример: «Вот какой молодец, собрал все игрушки, теперь дома чисто и красиво! Вот это помощник!»
6. Использование противоречивых инструкций. Приемом пользоваться очень аккуратно — изредка и недолго. Цель – формирование позитивного отношения к отвергаемой ситуации, нелюбимому занятию. Ребенку сообщается, чем сейчас будем заниматься (во что поиграем, что сделаем), и дается инструкция: «Я тебя буду просить, а ты не слушайся и делай наоборот». Затем даются противоречивые команды по принципу «делай – не делай». Например: «Поднимай! Не поднимай!» или «Садись! Не садись!» и т.д. Любое действие ребенка поощряется — вне зависимости от того, соответствует оно команде или нет: «Отлично! Продолжай так же!». Постепенно нужная команда начинает звучать все чаще, затем остается только она одна, и ребенок регулярно ее выполняет.
7. Предоставление выбора без выбора. Прогнозируя проявление негативизма в ответ на ту или иную просьбу, можно дать ребенку возможность отказаться от одного из способов выполнения задания, добившись согласия на сам процесс: «Ты сегодня будешь мыться под душем или примешь ванну?», «Соберешь игрушки сам или вместе со мной?».
8. Формулирование инструкции «наоборот». В момент яркого проявления негативизма ребенком, можно выдать инструкцию наоборот – в форме запрещающего предупреждения. Пример: «Только не вздумай сегодня лечь в 9 часов». Цель: спровоцировать нужное действие или приостановить негативизм «неожиданным запретом». Часто и в других ситуациях пользоваться этим приемом нельзя, поскольку ребенок может начать выполнять инструкцию не «наоборот», а буквально.
9. Передача ребенку роли «ведущего». Применяется, как правило, в игровых ситуациях. Игра строится на использовании атрибутов и элементов, которые привлекают ребенка и доставляют ему удовольствие. Сначала ребенку дают разыграться. Затем взрослый останавливается и просит дать какой-нибудь сигнал к продолжению игры. Например: «Скажи «но!» и лошадка поедет!». С этого момента любое действие ребенка (речевое или двигательное), даже если оно не относится к игре, расценивается, как команда взрослому к продолжению игры, и позитивно комментируется. Например: «Оксана подняла ручку – лошадка повернула направо! Лошадка слушается Оксаночку!». Цель: перевод негативного поведения в позитивное взаимодействие.
10. Демонстрация увлекательного примера. Прием подходит для обучения ребенка выполнению нового или прежде отвергаемого действия. Пример демонстрируется с помощью игрушек или других людей. Задача – опосредованно познакомить ребенка с правилами, а также привлекательными условиями и позитивными реакциями участников, выполняющими данное действие. Предположим, ребенок отказывается ходить на горшок. Тогда в его присутствии на горшок отправляется кукла или мягкая игрушка, которая каждый раз после выполнения необходимой последовательности действий «вознаграждается» конфетой или другим, привлекательным для ребенка, стимулом. Или, к примеру, ребенок отказывается играть в определенную игру или вовсе участвовать в совместных с другими детьми играх. Тогда в его присутствии организовывается игра с другими детьми, действия которых активно подбадриваются и сопровождаются яркими эмоциями и позитивными комментариями. Следует проявить терпение к ребенку, не вовлекая, а позволяя «созреть» его решению подключиться к процессу. Заметив признаки интереса к происходящему, можно ненавязчиво, мимоходом, пригласить его к участию. Когда же он сделает шаг, важно оказать нужную помощь и обеспечить для него те же самые привлекательные условия и положительные эмоции. Практика показывает, что данный прием отлично работает даже в отношении детей с осложненными формами аутизма.