image001Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его. Порог чувствительности к отрицательным стимулам у гиперактивных детей очень низок, они не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям.

Гиперактивность - это не по­веденческая проблема, не ре­зультат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть постав­лен: 1) специалистами; 2) по достижении ребенком возраста 8 лет; 3) по результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.

Проблему гиперактивности невозмож­но решить волевыми усилиями, автори­тарными указаниями и убеждениями. Ги­перактивный ребенок имеет нейрофизио­логические проблемы, справиться с кото­рыми он самостоятельно не может. Дис­циплинарные меры воздействия в виде по­стоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведе­ния ребенка, а скорее ухудшат его.

Эффективные результаты коррекции достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологических и пе­дагогических методов, один из которых - упражнения.

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМОКОНТРОЛЯ

Для формирования произвольности и самоконтроля необходимо, прежде всего, развивать у детей понимание цели дея­тельности (что сделать), программы деятельности (как сделать), значимых усло­вий деятельности (разбить программу на этапы), умение исправлять ошибки (само­контроль). В первое время можно исполь­зовать образцы, эталоны, проговаривание ребенком всех действий вслух. Оптималь­ны для развития произвольности подроб­ные инструкции, подразумевающие посте­пенное формирование способности к пост­роению собственной программы.

«Черепаха». У одной стены комнаты встает воспитатель, у другой - дети. По сигналу взрослого дети, не останавливаясь и не спеша, изображая маленьких черепа­шек, начинают медленное движение на четвереньках к противоположной стене. Через 2-3 минуты воспитатель подает сиг­нал, по которому все участники останавли­ваются. Побеждает тот, кто оказался по­следним. Упражнение можно повторять несколько раз, затем обсудить с группой трудности при выполнении задания.

«Кричалки-шепталки-молчалки». Для проведения упражнения необходимо приготовить три силуэта ладони сигналы - из разноцветного кар­тона: красного, желтого, синего Когда   ведущий   поднимает красную ладонь - «кричал-ку», это означает, что можно   ] бегать,   кричать,   шуметь; желтую ладонь - «шепталку» - это уже сигнал к тому, что нужно тихо передвигать­ся и перешептываться; синюю ладонь - «молчалку» - следует замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивается игра «молчалкой». После того как дети в конце игры лягут на пол, включается спо­койная музыка.

«Говори!». Воспитатель задает вопро­сы, дети отвечают только тогда, когда дает­ся команда: «Говори!».

«Царевна Несмеяна». Один из участ­ников садится в центр круга, остальные должны постараться рассмешить его. Ре­бенка, сидящего в центре, можно условно называть Царевной Несмеяной. Выигры­вает тот, кто дольше других сумел продер­жаться, не засмеявшись. Чтобы избежать затягивания упражнения, назначается предельное время пребывания в роли Ца­ревны Несмеяны.

«Шалуны». Воспитатель по сигналу (удар в бубен, колокольчик и т.д.) предла­гает детям пошалить: бегать, прыгать, ку­выркаться. По второму сигналу все шалос­ти прекращаются. Упражнение повторяет­ся несколько раз.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЭЛИМИНАЦИИ АГРЕССИВНОСТИ И ИМПУЛЬСИВНОСТИ

«Крик в пустыне». Участники садятся в круг, скрестив ноги по-турецки, и по сигна­лу воспитателя начинают громко кричать. При этом необходимо наклоняться вперед, доставая руками и лбом до пола.

«Каратист». Участники образуют круг, в центре которого на полу лежит физ­культурный обруч. Один из участников встает в обруч и превращается в «каратис­та», выполняя резкие движения руками и ногами.

Остальные дети, чтобы помочь игроку выплеснуть   агрессивную   энергию, вместе с воспитателем хором произносят: «Сильнее, еще сильнее...».

«Рубка дров». Каж­дый участник, выпол­няя задание, должен представить себе, что он рубит дрова, т.е. пантомимой изобража­ет действия: ставит чур­ку на пень, высоко под­нимает топор и с силой опускает его на чурку. Вся­кий раз, опуская топор, он должен громко выкрикнуть: «Ха!», затем поставить перед собой следующую чурку и рубить вновь. Через 2 минуты каждый участник говорит, сколько чурок разрубил дровосек.

 УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ

«Чайничек с крышечкой». Игроки, си­дя на стульях, образуют круг. Каждый пропревает песенку:

Пар идет с дырочки, дырочка - в шишеч­ке, шишечка - на крышечке, крышечка - на чайничке, сопровождая ее жестами.

Чайничек (вертикальные движения реб­рами ладоней).

Крышечка - на чайничке (левая рука складывается в кулак, правая - ладонью делает круговые движения над кулаком),

Шишечка - на крышечке (вертикаль­ные движения кулаками),

Дырочка - в шишечке (указательный и большой пальцы обеих рук делают колеч­ки),

Пар идет с дырочки (указательными пальцами рисуются спиральки).

При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на «гу-гу-гу!», жесты сохраняются.

Гу-гу-гу!

Крышечка - на чайничке.

И т.д.

«Кто летает?». Дети, сидя на полу, образуют полукруг, воспитатель называет предметы. Если предмет летает, дети под­нимают руки, если не летает - руки опу­щены. Когда воспитатель сознательно ошибается, тот игрок, что не удержался, платит фант. Выкупает он его в конце иг­ры, выполнив какое-либо задание.

«Чужие колени». Дети, сидя на стуль­ях, образуют тесный круг. Каждый участ­ник должен положить свои руки на колени соседей, т.е. правую руку на левое колено соседа справа, левую - на правое колено соседа слева. В результате на коленях у каждого участника оказываются руки его соседей по кругу. Разобравшись с этим ус­ловием, можно приступать к выполнению упражнения, суть которого заключается в том, чтобы руки хлопали по коленям сосе­дей последовательно, не обгоняя друг дру­га. Задание не такое простое, как кажется, поскольку все руки покоятся на чужих ко­ленях и нужно внимательно следить, когда очередь дойдет до собственной руки, а не до собственного колена. Упражнение тре­бует постоянной сосредоточенности. Как только сосредоточенность снижается, уча­стник ошибается. Тот, кто ошибся, убирает руку, которой была совершена ошибка.

«Сантики-фантики-лимпопо». Доб­роволец выходит за дверь. Его задача - угадать, кто ведущий в круге, т.е. с кого на­чинается движение. Договорившись, кто будет задавать характер движения, участ­ники начинают двигаться по кругу, громко повторяя словосочетание: «сантики-фантики-лимпопо».

Примечание. Лучше, если дети будут по­вторять движения впереди идущего, а не смотреть на того, кто задает ритм. «Разга­данный» ведущий выходит за дверь.

«Запаздывающие движения». Игроки образуют линию, глядя в затылок друг другу. Первым стоит ведущий. Он выпол­няет несложные движения, делая между ними паузу. Ребенок, стоящий за его спи­ной, повторяет движения, но с опозданием на одно. Так, если ведущий делает второе движение, то стоящий за ним выполняет первое. Третий ребенок тоже запаздывает на одно движение, но относительно второ­го игрока. И т.д.

Когда первое движение ведущего дохо­дит до последнего играющего, ведущий меняется.

«Считалочки-бормоталочки». По просьбе воспитателя дети повторяют фра­зу: «Идет - бычок - качается». В первый раз произносят вслух все три слова, во вто­рой раз вслух только «идет - бычок», а слово «качается» про себя, хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз вслух произносят только слово «идет», а слова «бычок - качается» про себя, сопро­вождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз все три слова произносят про себя, заменяя их тремя хлопками. Итак, это будет выглядеть следующим об­разом:

Вариант 1

1. Идет - бычок - качается.

2. Идет - бычок - хлопок.

3. Идет - хлопок - хлопок.

4. Хлопок - хлопок - хлопок.

Вариант 2

1. Ехал - грека - через - реку.

2. Ехал - грека - через - хлопок.

3. Ехал - грека - хлопок - хлопок.

4. Ехал - хлопок - хлопок - хлопок.

5. Хлопок - хлопок - хлопок - хлопок.

Вариант 3

1. Подарил - утенку - ежик - пару - ко­жаных - сапожек.

2. Подарил - утенку - ежик - пару - ко­жаных - хлопок.

3. Подарил - утенку - ежик - пару - хлопок - хлопок.

4. Подарил - утенку - ежик - хлопок - хлопок - хлопок.

5. Подарил - утенку - хлопок - хлопок - хлопок - хлопок.

6. Подарил - хлопок - хлопок - хлопок - хлопок - хлопок.

7. Хлопок - хлопок - хлопок - хлопок - хлопок - хлопок.

«Костер». Дети садятся на пол вокруг «костра» и выполняют соответствующие команды воспитателя. По команде «Жар­ко!» отодвигаются от «костра», по команде «Руки замерзли!» протягивают руки к «ко­стру», по команде «Ой, какой большой кос­тер!» встают и машут руками, по команде «Искры полетели!» хлопают в ладоши, по команде «Костер принес дружбу и веселье!» берутся за руки и ходят вокруг «костра». Вторично роль ведущего поручают ребенку.

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К ПРОИЗВОЛЬНОМУ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЮ ВНИМАНИЯ

Воспитатель предлагает детям следить взглядом по строчкам листа и последова­тельно зачеркивать заранее заданные бук­вы, например «к» и «р».

асчкльдркбюжхрьоауйчбъхзрсярбюжшщземавч

цбртиаскьлрюдзрьтмклюэзьмквуфрнкртчызэюр

кимрекуырьбдтюхзкртвсчкитьбжзщроктьдзрьнкмас

блджюркамиьбюджщгнкптрасмжэзьртимквсакртьор

кмитьблркраклшорыцфркмитьорне